Технология портфолио дошкольника
Актуальность использования в практике работы с детьми технологии портфолио переоценить трудно. Реализация стандарта дошкольного образования и современная социокультурная ситуация стимулируют нас к поиску новых форм, методов работы с детьми и, конечно, технологий. Всё чаще мы слышим о таких понятиях как «качество дошкольного образования» и «индивидуальные образовательные достижения».
Цель технологии детского портфолио – создать условия для формирования личности ребёнка, открытия им своего образа «Я», отслеживание индивидуального развития ребёнка, его прогресса в образовательном контексте.
Задачи:
• создать ситуацию успеха для ребёнка,
• содействовать максимальному раскрытию его индивидуальных особенностей,
• развивать и расширять круг познавательных интересов,
• формировать установку на творческую деятельность,
• формировать положительные нравственные качества личности,
• способствовать приобретению и развитию умений рефлексии,
• создать условия практического применения приобретённых знаний и умений,
• наблюдать картину значимых образовательных достижений ребёнка.
Функции технологии портфолио:
• мотивировать к совместной деятельности самого ребёнка, его родителей (мотивационная),
• в процессе работы над портфолио охватывать разнообразное образовательное содержание и различные виды детской деятельности (содержательная),
• использовать огромный развивающий потенциал технологии (развивающая),
• уметь самому и учить ребёнка видеть цель (для чего ему нужно портфолио) и стремиться к её достижению (целеполагающая),
• портфолио показывает ребёнка не только в группе сверстников в детском саду, но и за его пределами (в бассейне, на танцах, с родственниками), тем самым способствует его успешной социализации (социообразующая),
• портфолио нужно для того, чтобы посторонний взрослый (учитель, психолог) смог составить представление о ребёнке, его семье, о том, как он развивался в дошкольном детстве (диагностическая),
• и, наконец, иметь сегодня портфолио – это престижно (рейтинговая).
Задачи технологии «Портфолио дошкольника»:
- Расширять возможности развития и саморазвития.
- Поощрять активность и самостоятельность.
- Развивать навыки оценочной (самооценочной) деятельности детей.
- Формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.
Решение этих задач способствует формированию у дошкольников – будущего первоклассника – универсальных учебных действий при переходе на новую образовательную ступень – НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ.
Наше портфолио дошкольника состоит из разделов:
- Знакомьтесь, это я!
- Мои ладошки
- Мое семейное древо
- Мое творчество
- Наши семейные традиции
- Мои друзья и Я.
Мы систематически пополняем разделы портфолио фотографиями, а также творческими работами ребят. Детям очень нравится рассматривать портфолио, пополнять его своими работами.