Технология портфолио дошкольника

Актуальность использования в практике работы с детьми технологии портфолио переоценить трудно. Реализация стандарта дошкольного образования и современная социокультурная ситуация стимулируют нас к поиску новых форм, методов работы с детьми и,  конечно,  технологий. Всё чаще мы слышим о  таких понятиях как «качество дошкольного образования» и «индивидуальные образовательные достижения».

Цель технологии детского портфолио – создать условия для формирования личности ребёнка, открытия им своего образа «Я», отслеживание индивидуального развития ребёнка, его прогресса в образовательном контексте.

Задачи:

•        создать  ситуацию успеха для ребёнка,

•        содействовать максимальному  раскрытию его индивидуальных особенностей,

•        развивать и расширять круг познавательных интересов,

•        формировать  установку на творческую деятельность,

•        формировать положительные  нравственные качества личности,

•        способствовать приобретению и развитию  умений рефлексии,

•        создать условия  практического применения  приобретённых знаний и умений,

•        наблюдать  картину  значимых образовательных достижений ребёнка.

 

Функции технологии портфолио:

• мотивировать к совместной деятельности самого ребёнка, его родителей (мотивационная),

• в процессе работы над портфолио охватывать разнообразное образовательное содержание и различные виды детской деятельности (содержательная),

• использовать огромный развивающий потенциал технологии (развивающая),

• уметь самому и учить ребёнка видеть цель (для чего ему нужно портфолио) и стремиться к её достижению (целеполагающая),

• портфолио показывает ребёнка не только в группе сверстников в детском саду, но и за его пределами (в бассейне, на танцах, с родственниками), тем самым способствует его успешной социализации (социообразующая),

• портфолио нужно для того, чтобы посторонний взрослый (учитель, психолог) смог составить представление о ребёнке, его семье, о том, как он развивался в дошкольном детстве (диагностическая),

• и,  наконец, иметь сегодня портфолио – это престижно (рейтинговая).

Задачи технологии «Портфолио дошкольника»:

  • Расширять возможности развития и саморазвития.
  • Поощрять активность и самостоятельность.
  • Развивать навыки оценочной (самооценочной) деятельности детей.
  • Формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.

Решение этих задач способствует формированию у дошкольников – будущего первоклассника – универсальных учебных действий при переходе на новую образовательную ступень – НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ.

Наше портфолио дошкольника состоит из разделов:

  • Знакомьтесь, это я!
  • Мои ладошки
  • Мое семейное древо
  • Мое творчество
  • Наши семейные традиции
  • Мои друзья и Я.

Мы систематически пополняем разделы портфолио фотографиями, а также творческими работами ребят. Детям очень нравится рассматривать портфолио, пополнять его своими работами.