На протяжении 2-х лет работаю над темой самообразования
«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям трудно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей дошкольного возраста.
Цель моей работы над темой самообразования - повышение профессионального мастерства и педагогической компетентности в вопросах сенсорного воспитания детей через применение игровых механизмов познания.
Гипотеза - использование в работе с детьми дошкольного возраста дидактических игр по сенсорному воспитанию способствует лучшему развитию ребенка в психическом и эмоциональном плане, за период работы над темой самообразования - за время работы по теме самообразования, нашла свое подтверждение.
Самообразования реализовывалось через взаимодействие с родителями, через взаимодействие со специалистами учреждения, через самодеятельность детей, через совместную игру, через образовательную деятельность.
В рамках деятельности по самообразованию реализован ряд мероприятий:
- изучена литература (Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша»);
- были посещены заседания РМО, в том числе в дистанционном режиме;
- проведены НОД по сенсорному развитию ("Цвета и оттенки", "Форма", "Из чего сделаны предметы");
- проведены дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений и представлений о геометрической форме предметов ("Волшебный мешочек", "Угадай на вкус", "Найди предмет такой же формы", "Что нам подскажет запах", "Из каких фигур состоит?");
- проведены дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины: "Сравни предметы по высоте", "Самая длинная, самая короткая", "В какую коробку?", "Дальше - ближе";
- изготовлена картотека дидактических игр "Цвет, форма, размер".
Интересный материал в рамках темы по самообразованию можно посмотреть здесь:
Сборник дидактических игр по сенсорному развитию
Дидактические игры, как средство воспитания сенсорной культуры дошкольника